КАКОЕ МАСЛО ЛИТЬ В ЧЕРВЯЧНЫЙ РЕДУКТОР

Редукторные агрегаты стали неотъемлемой частью многих силовых систем. Их можно встретить в составе любой техники, где основной движущей силой выступает вращение. Задача редуктора – преобразование скорости крутящего момента в тяговое усилие. Трансформация в этом случае происходит благодаря сложному сопряжению зубчатых колес. Именно колеса или как их еще называют шестерни, испытывают колоссальную нагрузку трения, а потому нуждаются в постоянном смазочном материале. Так какое масло лить в червячный редуктор, сколько и когда? На эти и другие сопутствующие вопросы призвана ответить данная статья.

Перед тем как ответить на главный вопрос, нужно определиться с не менее важными эксплуатационными моментами. Начать хотелось бы со сроков, периодичности замены масла. Так как корпус редуктора являет собою герметичную конструкцию, определить на глаз момент выработки ресурса не получится. Значит, исходим из установленных специалистами норм: для автомобильных агрегатов это 30 тысяч км (коробка автомат) и 50 тысяч км (механическая КПП). В промышленных установках замену производят раз в 3-6 месяца, в зависимости от условий работы и вязкости смазки. 

Следующий частый вопрос, связанный с эксплуатацией редукторных механизмов, звучит так: «Сколько масла заливать в червячный редуктор и как определить точный объем?». Для модели Ч-100 этот показатель составляет от 1,5 до 3,2 л. Для нормальной работы Ч-125 необходимо 2,2-5,8 л. Самые крупные Ч-160 потребуют от 3,7 до 10,6 л. 

Перечень объемов для наиболее востребованных промышленных агрегатов:

  • РМ 250-500: от 1,6 до 11 л;
  • 1Ц2У 100-250: от 1,1 до 9 л;
  • РЦД 250-400: от 2,3 до 8,4 л;
  • Ц2 250-500: от 3 до 20 л.

Прежде чем купить червячный редуктор, следует понять, по каким причинам проводится замена смазочного материала. Основная и наиболее очевидная причина – ухудшение свойств масла по мере эксплуатации. Теряется вязкость, текучесть и т.д. Также масло ухудшается по мере естественного износа деталей. Металлическая стружка провоцирует перегрев, перегорание масла. Среди причин можно выделить и выработку состава, которая приводит к снижению объема смазочного материала.

Выбираем смазку для червячного редуктора

Вот мы и подобрались к самому важному разделу, в котором рассмотрим главную тему – какую смазку заливать в червячный редуктор, и от чего зависит выбор конкретной марки.

Классификация масел изобилует нюансами, разнообразием брендов и характеристик. И все же фундаментальное различие составов сводится к кинематической вязкости.

Если агрегат работает на высоких скоростях, в него заливают менее вязкий состав. В механизмы с максимальной скоростью вращения заливают масла, создающие так называемый эффект «масляного тумана». Дисперсность частиц в этом случае не превышает 0,2 мм. 

Помимо вязкости, необходимо учитывать комплект присадок, степень и уровень их концентрации. 

Итак, какая смазка для червячного редуктора доступна на украинском рынке? Продукты этого сегмента реализуются в четырех группах:

  • синтетические;
  • минеральные;
  • полигликолевые;
  • полиальфаолефиновые.

В США применяется собственная система градации смазочных материалов, внедренная Ассоциацией AGMA. В Европе продукция соответствует стандартам DIN 51517, согласно которым смазочные материалы разделяются на три категории: масла для невысоких нагрузок (CL), составы с присадками, снижающими износ (CLP), решения с облегченным скольжением (CGLP). 

Стандарты, действующие в странах постсоветского лагеря, закреплены ГОСТом 17479, который соотносится с международными требованиями ISO 3448-75. По этим нормативам минимальная вязкость соответствует 32-му классу, максимальная – классу 1000.

Обзор популярных марок редукторных масел

С общей информацией разобрались. Теперь рассмотрим претендентов поближе. 

На вопрос, какое масло лучше для червячного редуктора, конкретного ответа не существует, но, есть неплохой выбор, состоящий как минимум из пяти известных марок. 

  1. ТНК «Редуктор». Очищенное минеральное масло с присадками, снижающими износ и исключающими коррозийные процессы.
  2. Texaco MEROPA. Премиальный продукт американского производства. Серно-фосфорная основа + присадки, защищающие от ржавчины. Выдерживает высокие температуры, не пенится. 
  3. Shell Omala. Эффективное решение для систем с масляным туманом. Стойкий к износу состав.
  4. Mobil Mobilgear. Сбалансированный продукт, предлагающий максимальный уровень защиты от коррозии и износа.
  5. Esso Spartan. Толерантное к мягким металлам. Применяется в корабельных агрегатах, нефтедобывающем оборудовании.

Если вопрос ставится более конкретно, например, какое масло заливать в червячный редуктор станка, при ответе на него следует отталкиваться от типа агрегата. В редукторные механизмы устаревшей конструкции заливают трансмиссионные жидкости, как то: ТАД-17 или ТАП-15В. Если же речь идет об обслуживании современного компактного редуктора типа NMRV, учитываем межосевое расстояние.

  1. 110-150 (минеральное) для вязкости 460: Blasia 460, Lamora 460, Energol GR-XP, Alpha MAX 460.
  2. 030-090 (синтетическое) для вязкости 320: Telium VSF 320, Tivela OIL 320, Glygoyle 30, Alphasyn PG 320.

Для NMRV также выпускается смазка с низкой вязкостью 32-го класса: Blasia 150S, SCH 624. 

Восстановление отработанного масла

Сразу подчеркнем, что вторичное применение смазочных материалов, с точки зрения качества работы агрегатов, всего лишь полумера, но очень часто обращаются именно к ней. Во-первых, это серьёзная финансовая экономия. Во-вторых, утилизация отработанного масла влечет приличные затраты.

Восстановление производится тремя методами: физико-химическим, отстаиванием, фильтрацией. Отстаивание дешевле и проще, однако, наиболее эффективной считается физико-химическая очистка с применением ионных растворителей.

Закончить обзор хотелось бы небольшой ремаркой. По статистике 40% редукторных масел приходится на промышленный сектор, еще столько же потребляет металлургия. Оставшиеся 20% делят корабельное строительство и шахтное оборудование. Что до пищевой отрасли, то для оборудования, задействованного на молочных, мясных и других комбинатах, производится отдельная категория смазочных веществ с высоким санитарным допуском.