КАКОЕ МАСЛО И СКОЛЬКО ЗАЛИВАТЬ В МОТОР-РЕДУКТОР

Так как конструкция редуктора, в том числе с приставкой «мотор» подразумевает постоянное трение рабочих механизмов, качество сопряжения этих самых элементов выходит на первый план. В этом обзоре мы ответим на насущный вопрос, какое масло заливать в мотор-редуктор, но прежде проведем глубокий анализ, результаты которого позволят разобраться в нюансах нанесения смазочного материала, его разновидностях и прочих эксплуатационных особенностях.

Итак, смазка гарантирует безопасную работу редуктора на протяжении всего ресурса его применения. В частности, своевременная замена масла:

  • снижает трение до минимальных значений;
  • уменьшает вероятность одновременного износа всех узлов;
  • обеспечивает мягкий ход червячной передачи;
  • гарантирует плавную работу сопрягаемого оборудования.

Иными словами, своевременная замена смазочного содержимого – это первичная профилактика поломок. При эксплуатации соосных мотор-редукторов или любых других версий, предназначенных для трансформации скорости в усилие крутящего момента, первым делом необходимо установить график смены смазочного состава. 

Почему и когда следует менять масло в редукторе?

Причины, по которой производится замена, лежат на поверхности. Металлические детали соприкасаются очень плотно, из-за чего со временем происходит их разрушение. Предотвратить или сильно растянуть во времени этот процесс можно только при условии, что каждый из конструктивных элементов будет покрыт тонким скользящим слоем. 

И все же смазка также изнашивается со временем. При постоянном нагреве от трения состав меняет первоначальные свойства, становясь более вязким. Чем чаще этот процесс повторяется, тем выше вероятность попадания металлической стружки в смазочный материал. В результате – ранний износ деталей, замена или капитальный ремонт. 

Когда и сколько заливать масла в мотор-редуктор, зависит от типа агрегата, режимов и условий работы.

Общее правило, выведенное специалистами, гласит, что из нового агрегата масло сливается после первых двух недель эксплуатации. После этого узел обрабатывается промывочным маслом и заполняется смазкой. Последующие замены производят через каждые 2500 часов работы. 

В жестких условиях, как то: температурные перепады, высокий уровень запыленности воздуха, замена производится раз в 1-3 месяца. 

ВАЖНО! Все редукторные агрегаты, хранящиеся на складе, заполняются консервационным маслом, которое необходимо слить перед первым запуском. Временное наполнение сливают, производят промывку, и только после этого заливают рабочий состав. 

Остается выяснить, как залить масло в редуктор-мотор, и стоит ли для этого производить сложные манипуляции? Главный конструктивный принцип, на котором строятся компонентные агрегаты, можно описать как принцип неразрывного единства, а это значит, что для замены отработанной смазки, ничего разбирать не придется. Слив осуществляется через специальное сливное отверстие. Залив нового состава также выполняется через предусмотренный для этого вход. В качестве инструмента применяют ручные помпы (шприцы) со шлангом или емкости с удлиненным носиком. Главное – создать небольшое давление для равномерного распределения масла. 

По какому принципу выбирается смазочный состав? 

Сам процесс не требует каких-то специфических навыков и многолетней практики. Важнее наладить временной контроль, составить график смены содержимого редуктора. 

Несколько советов по подбору масла.

  1. Для многоступенчатых механизмов выбираем состав с умеренной или минимальной вязкостью.
  2. Для оптимальной работы реверсивных узлов, напротив, необходима смазка с вязкостью на 10-15% выше рекомендуемых значений. 
  3. Старый и новый состав можно смешивать только в крайних случаях, когда нет возможности выполнить полноценную замену содержимого. 

Как уже было сказано в начале обзора, периодичность замены зависит, в том числе и от типа редуктора. Так, червячные разновидности работают на одной заливке в среднем по 500-1000 часов, до 2500 часов максимум. В свою очередь, цилиндрические мотор-редукторы, в этом плане менее прихотливы, и могут обойтись старым маслом на протяжении 1000-3000 часов. 

Как предотвратить загрязнение редукторного масла?

Вопрос актуальный, так как смена состава удовольствие не из дешевых. Дабы оттянуть срок смены смазки, выполняют ряд профилактических мер, направленных на предотвращение попадания внутрь редуктора воды, пыли, крупных механических частиц. Для этого устанавливают циркуляционную систему смазки, оборудованную фильтром и отстойником. Для очистки воздуха на предприятиях монтируются вытяжные устройства непосредственно над мотор-редуктором, или же в местах образования опасной взвеси. 

Консистентные смазочные вещества применяются редко ввиду внушительного перечня недостатков. Предпочтение отдается жидким маслам. Что до твердых компонентов, таких как графит или дисульфид молибдена, то они задействуются только в качестве присадок к жидким смазкам для улучшения их эффективности. 

Подбор масла для тяжелонагруженных редукторных агрегатов

К таковым относят механизмы, которые зачастую используются в металлообрабатывающей промышленности, кузнечных цехах, сталелитейном производстве, для изготовления резинотехнической продукции. 

Тихоходные машины снабжают вязким маслом, быстроходные – составом с нормальной текучестью. Если в одной линии применяются машины с разными характеристиками, рекомендованное значение для смазочного состава: 310-330 сст при температуре 38°С. 

Есть и другие примеры нагруженных редукторов. Так, прокатный стан, имеющий мощность в 5500 л.с., размер зубьев шестерен 1168 мм, должен работать в связке с маслом, вязкостью 395-440 сст при температуре 38°С. Для мощных машин подходит состав с противозадирными присадками.

Тема обширная, но мы постарались подать компактно весь тот материал, который может пригодиться при обслуживании мотор-редукторов. 

П.С. Все тонкости и нюансы ТО при покупке оборудования расскажет менеджер нашего предприятия.