КАК ВЫБРАТЬ РЕДУКТОР ПОДХОДЯЩЕГО ТИПА

Дистрибьюторы и производители промышленного оборудования предлагают огромный выбор редукторов самых разных стандартов и форм. При таком ассортименте отдать предпочтения конкретной модели становится все труднее, и чтобы не запутаться окончательно, предлагаем начать с определения типа нужного агрегата.

На данный момент выделяются 7 разновидностей редукторных механизмов: редукторы червячные, соосные цилиндрические, коническо-цилиндрические, цилиндрические индустриальные (с высоким крутящим моментом), с параллельными валами, планетарные и все остальные.

В свою очередь типы редукторов с планетарным устройством имеют собственную градацию:

  • планетарно-цевочные;
  • циклоидальные.

Название в данном случае отражает отличия в зацеплении, основная задача которого сводится к достижению максимально высокого крутящего момента. Озвученные механизмы имеют свои достоинства и недостатки, о которых и пойдет речь далее.

 

Достоинства и недостатки основных типов редукторов

Для наглядного сравнения возьмем две наиболее распространенные разновидности редукторных агрегатов. Выше мы уже озвучили основные типы редукторов, теперь же разберемся с их сильными и слабыми сторонами.

Червячные модели. В числе достоинств: распространенность, простота производства, относительная дешевизна. В работе отличаются мягкостью хода и низким уровнем шума. К специфическим преимуществам следует отнести функцию самоторможения при i > 35. Недостатки также имеются: низкий КПД в ситуациях, когда i > 50. Работа при такой нагрузке приводит к перегреву, преждевременному износу узлов. Но самый главный минус, это, конечно же, низкий крутящий момент в сравнении с другими типами редукторов. Червячные агрегаты не работают в режимах с частыми запусками и остановками.

Рассказывая все о редукторах, мы не можем проигнорировать главного конкурента червячных передач – цилиндрические агрегаты. Цилиндрическое соосное оборудование выделяется высоким КПД, распространенностью во многих промышленных отраслях, уверенной работой при больших и неравномерных нагрузках.

Что до недостатков, то к ним относится малое передаточное число одной ступени. Желающим иметь гибкие настройки, приходится платить больше за машину с нужным количеством передач. В работе мотор-редукторы цилиндрического типа сильно шумят, а запуск, как и остальной рабочий процесс, проходит крайне жестко. По этой причине на включение электрического привода устанавливают устройство плавного пуска.

 

Сравнение агрегатов с параллельными валами, коническо-цилиндрической и горизонтальной передачей

Эти три типа агрегатов мы решили вынести в отдельный подраздел обзора, так как они во многом схожи между собой, особенно в плане КПД. Наличие параллельного вала в конструкции позволяет уменьшить габариты устройства, при этом сохраняется эксплуатационная надежность и устойчивость к повышенным радиальным нагрузкам. Минусы – высокая стоимость и отсутствие функции торможения, или обратного вращения.

Предлагаемая классификация редукторов не была бы полной без коническо-цилиндрической модели (КЦР). Достоинства КЦР:

  • передача крутящего момента в перпендикулярной плоскости;
  • «комфортная» работа во время прерывистых пусков и резких остановок.

Среди недостатков: дороговизна производства передачи конического типа, повышенные радиальные и аксиальные нагрузки.

Агрегаты с цилиндрическим размещением вала выделяются большим крутящим моментом, долговечностью, уровнем КПД. При этом оборудование шумное и не всегда стабильное (эффективность зависит от режима работы).

Мы разобрались с тем, какие бывают редукторы, в чем их достоинства и недостатки. Далее коснемся такой важной темы, как назначение редукторных механизмов.

 

Назначение редукторов, в зависимости от количества передач

Существуют одно-, двух-, многоступенчатые разновидности данных агрегатов. Одноступенчатые встречаются очень редко, так как их функционал сильно упрощен. Они работают только в одном режиме, чего бывает недостаточно для нужд производства.

Несмотря на конструктивные различия и особенности, неизменным остается одно – назначение редуктора, заключающееся в снижении угловой скорости вала, и повышении крутящего момента. Существуют оборудование с обратной функцией, направленной на увеличение скорости. Такие агрегаты называют мультипликаторами или ускорителями. Яркий пример подобных механизмов – КПП в автомобиле.

 

По каким параметрам оценивать работу редукторов? Основные характеристики

Работу редукторных узлов оценивают по восьми параметрам:

  1. Передаточное число. Это соотношение: количества зубьев колеса к аналогичным элементам, расположенным на шестерне, а также числа зубьев на колесе к количеству заходов «червяка». В рамках этого параметра учитывают и разницу между большой и малой передачей.
  2. Коэффициент полезного действия. Параметр, позволяющий оценить эффективность работы в плане передачи энергии.
  3. Жесткость. Способность противостоять деформации.
  4. Долговечность. Работа без сбоев до предельного износа.
  5. Надежность. Выполнение установленных функций в промежуточных пределах, обусловленных режимами работы, графиком обслуживания.
  6. Прочность. Различают контактную и циклическую прочность. Оба параметра напрямую влияют на работоспособность оборудования.
  7. Монтажное положение. Существует 9 установочных положений. При монтаже следует использовать то размещение, при котором масло распределяется внутри корпуса равномерно.
  8. Входные обороты. Показатель, меняющийся в зависимости от типа вала. Для цилиндрических, червячных и конических это значение составляет 3000 оборотов в минуту, для планетарных в два раза больше.

Теперь, когда основные характеристики редукторов разобраны, остается подвести итоги. Если к оборудованию предъявляются не слишком высокие требования по производительности и частоте смены режимов, червячные редукторы – лучший выбор. Для решения сложных производственных задач, частых остановок, повышенной нагрузки потребуются цилиндрические соосные модели, или же агрегаты с параллельным размещением валов.