КАК РЕМОНТИРОВАТЬ ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Взрывозащищенные двигатели (ВД), относящиеся к так называемой серии ВРП, используются в качестве мобильных приводов для стационарных и передвижных устройств, задействованных в угледобыче. Благодаря особой защищенной конструкции, однофазный электродвигатель с пусковой обмоткой, помещенный в герметичный кожух, применяется в составе перерабатывающих машин, электронасосов, холодильников. Промышленные силовые электроустановки «трудятся» в сланцевых и угольных месторождениях. Их корпус способен выдержать среднюю по силе детонацию, возникшую в результате утечки горючих, взрывчатых веществ. И, тем не менее, даже таким фундаментальным агрегатам может потребоваться ремонт валов электродвигателя, обмоток или других компонентов.электродвигатель фото

Обслуживание и замена вышедших из строя деталей в ВД не отличается от аналогичных мероприятий, проводящихся для обычных моторов. Однако некоторые особенности все же имеются.

Текущие и капитальные вмешательства ведутся только при согласовании с заводом, и четко по указаниям профильных специалистов. При выборе стратегии учитывается интенсивность и режим работы установки. Заводы рекомендуют ремонт взрывозащищенных электродвигателей независимо от технического состояния на текущий момент времени.

  1. Профилактические мероприятия должны осуществляться один раз в год для агрегатов с частотой вращения 1500 об/мин. Каждые 6 месяцев, если данное значение выше 1500.
  2. Капитальное вмешательство, предполагающее замену изнашиваемых частей, выполняется по решению Главного энергетика завода-изготовителя.

К решению аварийных ситуаций следует приступить немедленно, по факту их обнаружения. Игнорирование проблемы приведет к неминуемой деформации вала и, как следствие полной замене установки. А это серьезные финансовые вложения, особенно если электродвигатель трехфазный короткозамкнутый или вентильно-индукторный.

 

В каких ситуациях текущий ремонт электродвигателя невозможен?

Ни о каких профилактических мерах не может идти речь, если корпус, или литые детали разрушены. В том числе не подлежат восстановлению такие части, как опоры. При потере более двух опор с любой стороны, требуется полная замена внешней оболочки.

В категорию сложных восстановительных работ попадают и поломки, связанные с повреждением основы статора, ротора, расплавление обмотки. Считаются выработавшими свой ресурс агрегаты с увеличенным более чем на 25% воздушным зазором. Для многополюсных установок этот порог снижен до 15%.

В большинстве случаев ремонт обмоток электродвигателей не имеет смысла, но если после проведения профилактических мер удалось выяснить что изоляция обмотки статора или ротора нарушены, шансы на положительный исход возрастают. В таких ситуациях рекомендуется изготовить всыпную обмотку по следующему алгоритму:

  • устройство пазовых гильз;
  • создание пазов из полученных гильз;
  • производство прокладок (между слоями, лобового и клиновидного типов);
  • размещение обмоток в обновленные каналы;
  • изготовление клиньев;
  • прессование обмоток при помощи клиньев;
  • монтаж лобовой части.

В ряде случаев описанные работы не стоят потраченных времени и сил. Поэтому специалисты предпочитают менять катушки целиком. С бандажей и межкатушечных соединений удаляется изоляция, далее распорки. После этого места соединения катушек распаиваются, и из пазов выбиваются клинья. Теперь следует нагрев постоянным током, при котором медь разогревается до температуры 80-90°С. Верхнюю часть поднимают деревянными клиньями, осторожно вбивая их в статор. Эта операция позволяет добраться до части с поврежденной изоляцией, и заменить её на новую.

Обратите внимание, что при разборке цилиндрического мотор-редуктора, сначала снимается кожух, отсоединяется механическая часть с передачей, и только потом разбирается корпус самого двигателя.

 

Для чего нужна и когда проводится сушка двигателя?

Как любое другое сложное устройство, за работу которого отвечает электрический ток, силовая установка «боится» влаги, которая возникает в виде конденсата, образующегося из-за перепадов температур, длительного хранения, транспортировки. При возникновении подозрений, что в корпусе агрегата имеется влага, следует провести его сушку. Кстати, сушка электродвигателя осуществляется каждый раз при выполнении планового обслуживания.

Есть три способа приведения показателей влажности в норму:

  1. Нагрев за счет индукционных потерь. Современный подход, подразумевающий перемагничивание сердечника статора или всего корпуса мотора.
  2. Внешний обогрев устройства. Подходит для агрегатов постоянного и переменного тока. Для этого установку размещают в специальной камере и обдувают с помощью генератора, разогревающего воздух до 900°С.
  3. Прогрев пониженным напряжением. Пригоден для ситуаций, при которых уровень воды в обмотках не достиг критического значения. Разбирать двигатель не требуется. К нему подается переменное напряжение в диапазоне от 0,08 до 0,17% от номинального значения.

В независимости от вида сушки, важно придерживаться всех технологических нормативов операции. Неконтролируемое повышение значения температуры, напряжения, силы тока и других параметров, неминуемо приведет к перегреву обмоток. При критическом нагреве возникнут межвитковые замыкания, пробои на корпус.