КАК И НА ЧТО ПРОВЕРИТЬ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПРИ ПРИЕМКЕ У ПОСТАВЩИКА
Покупка электродвигателя мероприятие затратное и во всех смыслах непростое. Какие бы гарантии ни заявлял продавец, как бы ни уверял в надежности и добротности своего товара, проверить поставщика – обязанность каждого, кому пришлось столкнуться с необходимостью закупки силовых электроустановок. В сегодняшнем обзоре разберем все моменты, которым следует уделить внимание при приемке электродвигателя: затронем параметры стандартизации, изучим документацию, остановимся на визуальном осмотре.
Начнем с базовых моментов. Следует помнить, что асинхронный двигатель – стандартизированное изделие с установленными заранее техническими значениями. Дабы не запутаться в номенклатуре, нужно ориентироваться на некий стандарт, позволяющий структурировать варианты агрегатов, унификацию. В качестве такового стандарта логично выбрать Государственный стандарт Украины (ДСТУ), описывающий требования к электромоторам, эксплуатирующийся на территории страны.
Какие технические аспекты подлежат стандартизации?
В производстве двигателей зависимость массы динамного железа и обмотки является определяющей. Иными словами, сколько меди и железа, столько и общей мощности выдает вал. Так определяется мощностная характеристика электродвигателя, но этот параметр всегда упирается в габариты корпуса агрегата. Соотношение мощности и габаритов корпуса также описано в стандарте.
Главными параметрами стандартизации выступают:
-
скорость вращения ротора (вала), мощность;
-
установочные и присоединительные размеры. К установочным относится: геометрия креплений, высота оси вращения. К присоединительным: длина, диаметр вала, размеры шпоночных соединений.
Это далеко не все параметры. Еще есть климатическое исполнение, уровень защиты по стандарту IP, монтажный вариант, класс изоляции, уровень вибрации, шума.
Объединяет все перечисленные параметры такая важная характеристика, как высота оси вращения двигателя или сокращенно ВОВ. Величина выступает габаритной характеристикой конструкции, и одновременно с этим позволяет установить отношение мощности размерам двигателя.
К не менее важным параметрам относится совокупность установочных размеров, значение которых обозначается всего одной буквой: S – short (с англ. «короткий»), M – medium (с англ. «средний») и L – long ( с англ. «длинный»). Буква позволяет составить представление о длине станины. Другими буквами – «А» или «В» обозначают длину пакета, призванного регулировать мощность в рамках длины имеющейся станины.
Еще одно значение – полюсность установки, отвечающее теоретической скорости вращения ротора:
-
8р – 750 оборотов в минуту;
-
6р – 1000 оборотов в минуту;
-
4р – 1500 оборотов в минуту;
-
2р – 3000 оборотов в минуту.
Подведем промежуточный итог. Чтобы определиться с мощностью и размерами, потребуется знать стандарт, который использовался при изготовлении двигателя, ВОВ, длину станины, полюсность. В свою очередь, имея сведения о размерах агрегата, можно без проблем установить его тип.
В контексте обзора это означает, что для установки соответствия устройства накладной, достаточно взять с собой ГОСТ и линейку.
Повышенное внимание уделяем паспорту
Как между собой связаны слова – паспорт электродвигателя ГОСТ, и что даст табличка на корпусе агрегата? На станине двигателя закрепляется паспортная табличка с данными, имеющими ключевое значение при приемке агрегата. В ней содержится следующая информация:
-
логотип производителя;
-
наименование, контактные данные;
-
стандарт, применяемый при изготовлении;
-
дата производства.
Конечно же, большим подспорьем при решении спорных вопросов, выступает заводской номер агрегата. Проследите за тем, чтобы номер присутствовал в отгрузочной накладной. По номеру, типу мотора и дате изготовления проще выяснить правду о продукции непосредственно на заводе.
Если паспорт соответствует описанному стандарту, можно переходить к изучению накладной. Самый важный критерий проверки – установление связи между накладной и паспортом на корпусе. Сведения должны совпадать, иначе предъявить претензию в будущем вряд ли получится.
Визуальная оценка двигателя
Что ж, теперь, когда предварительная оценка произведена, стоит вернуться к более пристальному изучению внешности мотора. Так как паспорт двигателей практически всегда вкладывается в клеммную коробку, для знакомства с ним потребуется отвертка. Открываем отсек, вынимаем паспорт, осматриваем крепление вводного устройства. Качественным считается крепление без люфтов. Стоит также проверить наличие уплотнителя штуцера кабеля. Надежность закрепления выводов проверяем собственноручно, потянув за каждый контакт.
Обратите внимание, что двигатели с подключением статорных обмоток по схемам треугольник и звезда поставляются с пластинами для сборки заявленных схем. Если заводской вариант устраивает, не забудьте извлечь упаковку с пластинками из вводного устройства.
Переходим к осмотру вала. Первым делом изучаем защитный колпачок. Он должен быть чистым, без механических следов: засечек, вмятин и т.д. Колпачок удерживает смазку, которая наносится на вал для защиты от коррозии на время хранения. Раскрутим вал рукой. Движению ничего не мешает, посторонние звуки отсутствуют? Переходим к следующему этапу.
Внимательно изучаем подшипниковые щиты на предмет сколов. Особенно тщательно следует изучить щиты в местах их крепления к станине двигателя. Если при сборке имел место быть дефект, вокруг подшипника, как правило, возникает круговая трещина. На болтах, фиксирующих крышку подшипника, не должны быть заметны следы от использования инструмента. Наличие следов зачастую означает, что производилась перекрутка двигателя под клиента. Подобные манипуляции считаются грубым нарушением эксплуатационных норм и расцениваются как основание для отказа в принятии гарантийных обязательств.
Следующий момент – проверка целостности маслопроводных трубок и масленок. Эти элементы присущи большим электродвигателям. Обязательно изучите кожух центробежного вентилятора, призванного охлаждать мотор. Если в воздухозаборной решетке наличествуют прорывы, вмятины, мешающие свободному вращению лопастей, от приемки установки лучше отказаться.
Проверяем рым-болт. Оптимальным состоянием этого элемента считается отсутствие сгибов и люфтов.
Станина также не должна иметь механических дефектов в виде сколов. Известно, что эта часть мотора отвечает не только за надежное размещение, но и за охлаждение. Такие эстетические нюансы, как равномерность покраски, часто выдают факт мошенничества. Недобросовестные продавцы восстанавливают бывшие в употреблении агрегаты, перекрашивают их и продают под видом новых.
Некоторые данные о двигателе стоит получить до приемки. К примеру, чтобы понять, как проверить КПД, нам достаточно знать полезную и потребляемую мощность мотора. Разность между этими значениями и будет показателем коэффициента полезного действия. Величина КПД находится между 0 и 1. Чем ближе значение к 1, тем лучше. К примеру, 0,95 означает, что коэффициент составляется 95%.
Дефекты фиксируются в акте, реквизиты которого указываются в накладной.