КАК И ЧЕМ МОЖНО ВЫЯВИТЬ НЕИСПРАВНОСТИ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Электродвигатели промышленного назначения выглядят как агрегаты, которые невозможно вывести из строя. Но, несмотря на всю физическую мощь и конструктивную монументальность, даже такие приборы способны в один прекрасный день перестать подавать признаки жизни. Причины всех поломок, так или иначе, связаны с нарушением электрических процессов. В этой статье мы рассмотрим инструменты и методы, с помощью которых специалисты на предприятиях выявляют неисправности силовых установок, и начать хотелось бы с причин.

В профессиональной среде часто возникает вопрос, какие есть причины повреждения обмоток статора асинхронных электродвигателей, и что можно сделать, чтобы предупредить грядущие неприятности?

По статистике 80% поломок электромоторов приходятся на статорную обмотку. Такой показатель тесно связан с недостаточно высокими изоляционными свойствами, тяжелыми условиями эксплуатации, низкой стабильностью электрического тока. Вот перечень наиболее распространенных причин повреждения статора.

  1. Повышенная влажность. Замыкание возникает при первом запуске после длительного хранения агрегата в сыром месте. Для предотвращения проблемы установку следует хранить в отапливаемом, вентилируемом помещении.
  2. Загрязнение. Также распространенная проблема, возникающая в помещениях с загрязненным воздухом. Вместе с воздухом, обдувающим двигатель, на обмотку попадает сажа, угольная, металлическая пыль. Справиться с проблемой поможет тщательная очистка воздуха и регулярный осмотр электродвигателя на предмет загрязнения. 
  3. Вибрация. Из-за постоянных ударных нагрузок крепления лобовых и пазовых частей установки нередко разрушаются, что приводит к нарушению изоляции и, в конечном счете, к короткому замыканию. 

Регулярная проверка работоспособности силовых установок сопутствует своевременному выявлению первых признаков проблем. Под проверкой подразумевается не только визуальный осмотр, очистка деталей, но и оценка состояния изоляции обмотки статора.

Простая инструкция по «прозвону» изоляции статора электродвигателя 

Перед тем как прозвонить асинхронный электродвигатель, нам потребуется усвоить некоторые теоретические знания. Так, минимальное сопротивление связано с напряжением (U, В) электромотора, а также его мощностью (кВт, Р). При так называемой рабочей температуре сопротивление между разомкнутой фазой и магнитопроводом обмотки не должно опускаться ниже 0,5 МОм. Если замеры проводятся ниже рабочей температуры, на каждые 20°С сопротивление удваивается. 

Для выполнения замеров применяют мегомметр. Если машина имеет паспортное напряжение до 500 В, подойдет прибор с соответствующим потенциалом – 500 В. Все, что выше 500 В, замеряется прибором на 1000 В. Перед выполнением замеров обмотку очищают и осушают, для чего потребуется разобрать двигатель. 

Очистка поверхности проводится с помощью деревянных скребков и ветоши, пропитанной бензином, керосином или четыреххлористым углеродом. Для сушки прибегают к обдуву горячим воздухом или воздействию инфракрасным излучением. 

Что ж, теперь у вас есть базовое понимание обслуживания силовой установки. Это знание пригодится тем, кто впервые решился купить асинхронный электродвигатель промышленного назначения.

Разбираем электродвигатель: руководство для ремонта и профилактики

В предыдущей части обзора мы рассказали о том, как и с помощью каких инструментов можно установить исправность изоляции статорной обмотки. Также коснулись тонкостей чистки и сушки мотора. Проблемой такой профилактики является тот факт, что для ее проведения двигатель придется разобрать, в связи с чем возникает вопрос, как правильно разобрать асинхронный электродвигатель, чтобы не навредить агрегату?

Первым делом следует обесточить линию, питающую установку. Далее действуем согласно нижеприведенному алгоритму.

  1. Снимаем полумуфту.
  2. Отсоединяем крышку, которая прикрывает шарикоподшипник.
  3. После отпуска хомутов отвинчиваем гайки шпилек.
  4. Сливаем масло с подшипника скольжения, убираем щит.
  5. Извлекаем ротор.
  6. С вала снимаем шарикоподшипник.
  7. Все снятые детали промываем бензином.
  8. Статорную обмотку также очищаем бензином или продуваем сжатым воздухом.
  9. После процедуры статор осушаем с помощью тряпки, теплого воздуха. 

Если в процессе проверки обнаружилась неисправность изоляции, распаиваем соединения и вытаскиваем обмотку из пазов.

Разборку необходимо осуществлять предельно аккуратно, чтобы избежать малейших повреждений компонентов двигателя. Запрещено применять зубило, наносить резкие удары молотком, прилагать слишком большие физические усилия. 

Правильность подключения обмоток электродвигателя

Представим, что нам удалось произвести ремонт, и теперь остается собрать двигатель. Одно дело – произвести сборку, следуя инструкции в обратном порядке, и совсем другое – правильно распаять контакты. Даже опытные мастера на этом этапе нередко ошибаются. В этом блоке обзора попробуем разобраться, как проверить правильность подключения обмоток у асинхронных электродвигателей, и какие инструменты для этого нам пригодятся.

В целом проверка правильности подключения обмоток в трехфазном исполнении сводится к поиску начала и конца этих самых фаз. Для работы потребуется милливольтметр. 

Первым делом с помощью сигнальной лампы разделяем фазы. Далее поочередно каждую фазу подключаем к линии постоянного тока через рубильник. В качестве источника постоянного тока зачастую используют аккумулятор на 2 В.

При включении, выключении рубильника мы заметим, что в незадействованных фазах возникнет индукционная сила. Стоит учесть, что направление этой силы будет зависеть от полярности обмотки подключенной к АКБ фазы. Если к началу фазы подведен «плюс», к концу «минус», при включении рубильника на двух других фазах «плюс» также возникнет на начале, «минус» на конце. Эти значения получится установить с помощью отклонения стрелки милливольтметра.

При наличии трех выводов, соединенных по схеме треугольник или звезда, проверить правильность соединения получится при помощи подачи пониженного переменного тока на два вывода. После подачи тока вольтметром поочередно измеряют напряжение между незадействованным выводом и каждой из подключенных фаз. Если подключение произведено правильно, напряжение между незадействованной фазой будет равным половине напряжения двух подключенных выводов.

Материал получился непростым для восприятия. И все же мы постарались изложить его предельно доступно, не вдаваясь в специфическую терминологию и формулы.