ЧТО ТАКОЕ ВАЛ РЕДУКТОРА
При изучении конструкции редуктора возникает вопрос – что такое вал и для чего он нужен в этом механизме. Эти комплектующие редукторов являются одними из основных в устройстве и принимают на себя основную нагрузку при эксплуатации привода.
Валы передают крутящий момент от привода, например, электродвигателя, к ведомым элементам оборудования. В связи с нагрузками, которые возникают при работе механизма, эти детали производятся из высокопрочной легированной стали, в основном из марки 40 либо ее аналогов.
Валы бывают цельные и полые. Полые имеют меньшую прочность и применяются в конструкциях с расположением элементов внутри короба, однако, позволяют снизить общий вес механизма.
В конструкции редуктора применяется несколько видов валов. Рассмотрим основные из них.
Ведущий вал редуктора
Рассматривать виды валов редуктора стоит начиная с ведущего, который присоединяется к приводу, в качестве которого может быть использован электрический двигатель, двигатель внутреннего сгорания либо другой вид оборудования, создающего крутящий момент. Соединение осуществляется с помощью муфты, что обеспечивает надежное зацепление и позволяет избежать ударных нагрузок на редуктор при запуске и остановке оборудования.
Для закрепления шестерней и других элементов конструкции, ведущий и ведомый вал редуктора имеют специальные пазы, в которые с помощью шпонок производится крепление. Также, эти детали могут иметь различный диаметр по все длине, что связанно с конструкционными особенностями механизма.
Ведущий вал имеет наибольшую скорость вращения, так как синхронизирован с электродвигателем и вращается с одной частотой вместе с выходящим креплением привода. В связи с этим, на подшипники, с помощью которых обеспечивается закрепление вала в корпусе и его плавное скольжение, оказывается наибольшее воздействие. Данные подшипники нуждаются в постоянной смазке, без которой они выйдут из строя.
Промежуточные валы редуктора
Промежуточные валы редуктора используются для увеличения передаточного числа, то есть уменьшения частоты вращения, передаваемого от двигателя. В одноступенчатом редукторе данная деталь отсутствует, так как преобразование частоты происходит зацеплением шестерней с различным количеством зубцов на входящем и выходящем валах.
Вспомогательный вал располагается всегда внутри корпуса редуктора. Размер и форма зависят от модели привода, его габаритов и конструкции. Кроме того, существуют подвижные промежуточные валы, например, в коробке передач автомобиля. С помощью рычага переключения передач в работу включается определенный элемент, что позволяет регулировать частоту вращения, передаваемую от двигателя автомобиля.
Выходной вал редуктора
Исходя из своего назначения, выходной вал редуктора это деталь, с помощь которого пониженный крутящий момент передается к механизму, который необходимо привести в движение. Соединяется выходной вал и приводимое в движение оборудование при помощи муфты либо другого соединительного устройства, например, с помощью шкива.
Расположение валов редуктора
Расположение деталей редуктора влияет на способ подключения и конструкцию агрегата. Существует несколько основных способов сборки редуктора:
- Параллельное расположение валов используется в цилиндрических передачах
- В червячных редукторах расположение перпендикулярное, что обеспечивает низкий уровень шума, однако, такая компоновка имеет КПД ниже, чем у цилиндрических моделей
- Пересекающееся расположение валов имеют коническо-цилиндрические редукторы с двух и более ступенчатым устройством.
Наиболее компактным является расположение входного и выходного валов с одной стороны, однако, такое расположение возможно только в не крупных устройствах.
Обслуживание и ремонт валов редуктора
Чтобы правильно вышедшую из строя деталь, необходимо подобрать вал редуктора описание которого дано в технической документации редуктора. Установка детали не подходящей конструкции может привести к поломке всего механизма, а также к нарушению режима работы всего агрегата. Необходимо установить только деталь, подходящую к данному редуктору.
Поломки, при которых необходима замена либо ремонт валов, могут быть следующие:
- Поломка выходного или входного вала, при которой невозможно соединение редуктора с приводом или ведомым оборудованием.
- Выход из строя шестерней. Это может быть как поломка крепления, так и износ зубьев. В этом случает необходимо обследовать поверхность устройства на предмет дефектов и заменить шестерню.
- Выход из строя подшипников. Может повлечь за собой серьезную поломку в случае продолжения с поврежденным подшипником. В случае возникновения вибрации, повышенного шума и нагрева необходимо заменить эту деталь.
В процессе изготовления производители тщательно следят на тем, чтобы в структуре металла не образовались микротрещины и полости, которые могут привести к поломке вала при больших нагрузках. Сломанную деталь сварить не получится, так как это не обеспечит необходимую прочность. Лучше заменить вал на новый. Окончания выходного и входного валов может быть отремонтировано с помощью сварки.
Важно проверить посадочные гнезда, в которые устанавливаются валы с подшипниками. Они не должны иметь выщерблен и сколов.