РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ
Электродвигатель относится к числу сложных механизмов, состоящих из подвижных частей, электромагнитных компонентов, взаимозависимых блоков. Износ, неправильная эксплуатация, влияние внешних факторов – все это может стать причиной поломки силовой установки. В этом обзоре будут рассмотрены распространенные причины выхода из строя электродвигателя с рекомендациями по их устранению. Первичные «симптомы» поломки двигателя можно определить и без глубоких знаний, всего лишь приложив руки к корпусу агрегата. Если корпус разогрет настолько сильно, что руку хочется одернуть ранее, чем через две секунды, нужно принимать срочные меры. Перегрев обмоток – показатель серьезных неисправностей капитального характера.
Выходить из строя асинхронные электродвигатели могут по механическим и электрическим причинам. К числу электрических относятся: повреждения изоляции, коллекторов, токопроводящих частей, пластин сердечников. Что до механических неисправностей, то чаще всего это ослабление креплений, деформация корпуса, резьбовых соединений.
Перед тем, как рассмотреть основные неисправности электродвигателей, стоит подчеркнуть, что причина не всегда лежит на поверхности. Очень часто для ее установления проводят предремонтные испытания. Асинхронные моторы запускают на холостом ходу. Осматривают на предмет симметрии вращения, измеряют и оценивают визуально. В агрегатах с фазным ротором, а также двигателях постоянного тока осматривают состояние щеток, коллекторного блока.
После холостых испытаний двигателю дают нагрузку, оценивая работу основных узлов, тем самым определяя равномерность нагрева основных частей, уровень вибрации. На вопрос, как проверить трехфазный двигатель, есть также вполне конкретный ответ, заключенный в алгоритм последовательных действий: измеряем сопротивление между обмоткой и корпусом. На тестере выставляем предел в 2000 кОм. Если установка исправна, прибор ничего не покажет. Далее замеряем сопротивление между обмотками, предварительно выставив предел в 200 Ом. Для маленьких мотором предел стоит сместить в сторону 2000 Ом. Проводим измерения между всеми тремя обмотками. Сопротивление при этом должно быть примерно равным для каждой из обмоток.
Перед тем, как прозвонить однофазный двигатель, переводим мультиметр в режим замера сопротивления. Подкидываем щупы к двум любым выводам, записываем полученные значения. Подкидываем контакты к двум другим выводам, снова фиксируем цифры. Известно, что рабочая обмотка всегда имеет меньшее сопротивление по сравнению с пусковой. Если полученные показатели зашкаливают, на лицо пробой изоляции.
Распространённые неисправности электродвигателей
Теперь, когда мы разобрались с основными моментами проверки, рассмотрим неисправности электродвигателей и их устранение в компактном формате памятки.
-
Ротор не подвижен при подаче питания. Низкое напряжение. Проверяем линию, устраняем проблему.
-
При подаче питания ротор также неподвижен, но теперь слышится гул и ощущается сильный нагрев корпуса. Заклинило вал, скорее всего, из-за разрушившегося подшипника. Отсоединяем общий вал от установки, пробуем запустить. Если ротор по-прежнему неподвижен, приступаем к разборке корпуса.
-
Внезапная остановка в середине цикла. Сработала защита. Найти причину перепада напряжения в сети (разрыв, повреждение, перегруз) и устранить её.
-
Не достигается нужная частота вращения. Перегруз двигателя, либо выход из строя подшипника. Меняем подшипник, устраняем перегруз.
-
Двигатель перегревается. Перегруз, нарушение вентиляции, высокая температура окружающей среды. Обеспечиваем нормальные эксплуатационные условия.
-
Гул и дым при работе. Замыкание обмотки статора. Замена изоляции, в крайних случаях перемотка статора.
-
Повышенная вибрация. Нарушение баланса вентиляторного колеса. Возвращаем баланс.
-
Перегрев подшипника. Износ подшипника, загрязнение смазки, нарушение центровки вала. Очищаем подшипник от смазки, наносим новую, центруем вал.
-
Мотор не отключается при нажатии соответствующей кнопки. Происходит «залипание» пускателя. Меняем пускатель на новый.
-
Разрушение гнезда крепления подшипниковых щитов. Причина в сильной вибрации. Меняем подшипник, определяем причины вибрации.
На вопрос, почему греется электродвигатель после перемотки, обычно отвечают так: «Спросите у перемотчика, провод какого сечения он использовал». Попытки сэкономить приводят к тому, что паспортные нагрузочные характеристики агрегата меняются в сторону уменьшения.
Промывка электродвигателя: что это и как проводить?
Процедура промывки применима к моторам-утопленникам. Если по каким-то причинам двигатель побывал под водой, и в него могли попасть нечистоты, потребуется провести определенные процедуры для восстановления работоспособности силовой установки.
Первым делом двигатель нужно разобрать. Снимаем крышку, извлекаем якорь. Не нужно думать над тем, чем промыть электродвигатель – главное иметь давление не ниже 1-1,5 атм. То есть, промываем прямо из шланга или под струей проточной воды, если в системе хороший напор.
Мы рассказали, как определить неисправность электродвигателя, поделились нюансами устранения, промывки. И все же вынуждены настаивать на том, что ремонт электродвигателей – это задача для коллектива профессионалов.