ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИЙ МОТОР-РЕДУКТОРОВ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
В сегодняшнем обзоре мы поговорим о конструктивных различиях, благодаря которым мотор-редукторы лучше справляются со специфическими эксплуатационными задачами. И начнем с базовой информации. Согласно общепринятому определению, мотор-редуктор это агрегат, совмещающий редуктор и электродвигатель. Чаще всего используется как электропривод во многих промышленных областях. Специалисты отмечают, что редуктор мотор демонстрирует высочайший КПД, при этом не вызывает сложностей при обслуживании и монтаже. Агрегаты делятся на типы, в зависимости от применяемой передачи: червячные, планетарные, цилиндрические, волновые.
На вопрос, мотор-редуктор что это, можно ответить так: «Это узел превращающий скорость вращения в усилие крутящего момента». Среди производственных сценариев применения данных агрегатов, много таких, в которых важен крутящий момент, а невысокая скорость вращения выходного вала. Благодаря компактной конструкции, совмещающей в одном корпусе два устройства мотор-редукторы не только отлично справляются с поставленными задачами, но еще и занимают минимум места.
Блок под названием – мотор-редуктор принцип работы, считаем законченным, а это значит, что мы можем наконец-то перейти к основной теме статьи.
Различие моторизованных редукторов в зависимости от климатического применения
Комплектация по умолчанию предусматривает климатическое исполнение УЗ, что можно расшифровать, как «умеренную климатическую зону». Этот параметр обычно обсуждается при заказе установки, так как если предстоит эксплуатация под открытым небом, к мотор-редуктору предъявляются особые требования. Они обусловлены осадками, постоянным воздействием солнца, температурными перепадами. Для повышения герметичности устройства обычный сапун с отверстием меняют на ниппель, пропускающий воздух только в одном направлении.
На использование в сложных климатических условиях влияет и конструктивное исполнение электродвигателя. За время развития индустрии появились версии Т1/2/3, У1, ОМ1/2/3, УХЛ1, В1/5. Все версии объединяет повышенная стойкость к влажным средам. Некоторые агрегаты способны сохранять работоспособность при соседстве с плесневыми грибами и другимимикроорганизмами.
Больше остальных представлен цилиндро-червячный вариант редуктора, в котором сочетается приемлемый ценник, производительность и надежность.
На конструктивные особенности моторизованных редукторов влияют климатические значение электродвигателя, которое обозначается УХЛ1/2/3. Все модели агрегатов с данной аббревиатурой на борту способны работать при температуре минус 60°С. Достигается это благодаря улучшенному материалу манжет и особенной смазке. Манжеты не трескаются при сверхнизких температурах. Внимания заслуживают и версии УХЛ с тормозом. В отечественных разработках, рассчитанных на эксплуатационные условия в -60°С, тормоз подогревается.
Взрывозащищенные мотор-редукторы
Отдельный класс обозреваемых агрегатов, которые выбираются по классу. Кстати, в этой версии также есть мотор-редуктор с тормозом, все части которого оснащаются дополнительной защитой от искр. От обычной такая установка отличается:
-
Нормированием нагрева корпуса. Так, для класса Т4 это значение составляет 135°С, для Т5 и Т6 – 100°С и 85°С соответственно.
-
Наличием нескольких типов кабеля: бронированного, в трубной прокладке, металлорукаве.
-
Размещением тормоза. Если это модель с тормозом, то он может располагаться внутри общего корпуса, или за его пределами.
Отметим, что моторизированные редукторы, укомплектованные защищенными от взрывов двигателями, могут работать в связке с частотными преобразователями, которые обеспечивают регулировку частоты в диапазоне от 35 до 50 Гц. Если использовать более широкий диапазон, скажем от 5 до 50 Гц, агрегат потеряет мощность вдвое.
Конструктивные нюансы мотор-редукторов, о которых стоит знать
Сразу отметим, что устройство мотор-редуктора во многом зависит от эксплуатационных условий и режимов. К примеру, при выборе установок, мощностью свыше 30 кВт, большое значение имеет физическое размещение агрегата.
При задействовании установки на открытом воздухе потребуется обустроить навес. Обычно его крепят к «лапам» двигателя. Если предстоит эксплуатация в условиях повышенной вибрации, устанавливают амортизаторы. При монтаже обязательно проверьте, чтобы центр тяжести был смещен в сторону редуктора.
Отдельного упоминания заслуживают агрегаты, разработанные для АЭС. Такие решения сильно отличаются от промышленных и имеют собственную маркировку по классу безопасности: 2, 3Н, 4. При четвертом классе безопасности разрешено применение общепромышленных двигателей. Классы 2 и 3Н свидетельствуют о том, что оборудование готово к сейсмическому воздействию, скачкам напряжения и прочим внешним угрозам.
Моторизированные редукторы с регулируемой скоростью
Отдельно стоит упомянуть мотор-редуктор с регулируемой скоростью, который способен работать в диапазоне от 90 до 1300 оборотов в минуту. Главным узлом, отслеживающим частоту в таких приборах, выступает асинхронный тахогенератор. Двигатель менять скорость вращения, получив сигнал генератора. Непосредственно сам процесс регулировки осуществляется с помощью блока управления. Блок может иметь только аналоговый потенциометр или цифровой блок с дисплеем.
Чаще всего управление скоростью реализуется на базе червячных приборов, но есть и цилиндро-конические решения, способные работать на разной частоте.
Завершить этот обзор хочется советом. При выборе силовых установок огромное значение имеет авторитет и имидж производителя. Если нужной установки на данный момент нет, остается заказать систему по собственным спецификациям.