ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ЧАСТОТНЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ
Частотные преобразователи предназначены для управления скоростью вращения ротора в электродвигателе. Их повсеместное использование (они, действительно, очень распространены и используются в разных промышленных сферах) обусловлено конструктивной простотой и легкостью применения. К минусам же данных изделий относятся сравнительно частые поломки, которые случаются под влиянием разных факторов. Здесь мы расскажем про самые распространенные коды ошибок частотного преобразователя, знание о которых поможет нивелировать этот недостаток.
Часто отказы происходят из-за ухудшения качества инвертора, снижения ресурса и т.д. Правильный учет факторов, влияющих на работу оборудования, поможет минимизировать вероятность отказа, а при его появлении быстро решить проблему.
Сам факт неисправности определяется при учете дополнительных характеристик двигателя:
- параметры вращения;
- наличие или отсутствие реакции;
- температура и т.д.
При проявившейся неполадке оборудование просто перестает функционировать. Это может случиться при его включении, настройке или в рабочем процессе. При этом можно запрограммировать частотные преобразователи на определенную реакцию при появлении сбоя. Так, он может отключаться либо просигнализировать о нарушении. В ПЧ также может быть предусмотрен “пожарный режим”, при активации которого он не прекращает работать даже при обнаружении проблем, пока не случится возгорание.
Ошибки, сведения о которых выводятся на экран
Чтобы понимать, как управлять частотником в случае появления внештатных ситуаций, следует разобраться в типичных ошибках и неполадках преобразователей. Зачастую сообщения о них пользователь видит на экране. Они передаются в контроллер для последующей обработки. Вот список наиболее распространенных неисправностей, сигналы о которых появляются на дисплее.
1. Чрезмерная нагрузка по току
Код: OC (Over Current). Указывает на превышение приемлемого значения выходного тока ПЧ. Если это происходит во время первого запуска устройства, причиной может быть несовпадение номинальных и реальных токов ПЧ и мотора. Часто вследствие этого внутри электромотора происходит короткое замыкание.
Нужно также учитывать тип прибора, потому что в некоторых вариантах перегрузка ОС случается на различных фазах работы (соответственно, это разные ошибки) - на этапе разгона, торможения либо в рабочем процессе.
2. Перегрузка
Код: OL (Over Load). На определяемый критерий перегрузки влияет настройка частотного преобразователя, при которой задаются значение тока и тайминг реакции на выход за пределы установленного уровня.
Этот и предыдущий коды взаимосвязаны и в какой-то мере дублируют друг друга. Причиной может стать превышение момента (критическое увеличение инерционной и другой нагрузки на работающий мотор) или активация тепловой защиты электромотора вследствие срабатывания расположенного внутри электронного оборудования.
3. Перенапряжение
Код: OV (Over Voltage). Высвечивается вследствие преодоления допустимого порога напряжения на блоке электролитических конденсаторов, который называется звеном постоянного тока. Чаще всего данная проблема возникает при торможении движения ротора, во время которого двигатель начинает генерировать электроэнергию.
Для решения можно использовать разные способы:
- увеличить предельный уровень допустимого напряжения (если есть такая возможность);
- отключить торможение (остановив электродвигатель на выбеге после отключения);
- использовать тормозной резистор;
- замедлить процесс торможения.
4. Низкое напряжение
Сообщение: LV (Low Voltage). Это следствие падения напряжения, подающегося на звено постоянного тока, до значения менее порогового. Такое случается, если падает сетевое напряжение либо пропадает одна из фаз. Если предусмотрена возможность работы электродвигателя при пониженной мощности и функция фиксации потери фазы отключена, то ПЧ способен работать даже без двух пропавших фаз.
5. Перегрев частотника
Код: OH (Over Heat). Так сообщается о слишком высокой температуре устройства. Чтобы не сгорел частотный преобразователь, нужно убедиться в исправности его внутренних вентиляторов и продуть прибор сжатым воздухом. Также отслеживается, как отводится от него тепло, какая температура воздуха внутри шкафа, и насколько обеспечена его правильная циркуляция. Иногда необходимо обеспечить дополнительное охлаждение. Другим выходом может быть уменьшение нагрузки.
Здесь приведены лишь самые распространенные кодированные сигналы о неполадках. На самом деле их гораздо больше, можно насчитать несколько десятков. Это дает возможность более точно настроить работу ПЧ и проводить диагностику поломок. На самом деле индикация может быть разной - это зависит от конкретной модели устройств, но расшифровка (смысловая нагрузка) у них аналогичная.
Ошибки, о которых нет сообщений на дисплее
В основном к таким неисправностям относятся фатальные сбои либо проблемы с питанием. Также причиной проблемы может стать неправильное подсоединение цепей управления - тогда она проявляется при первом запуске. Приводим список типичных нарушений.
-
Не запускается двигатель
Следующий алгоритм показывает, что следует сделать в таком случае:
- Проверить подведения питания к ПЧ и соединение с электродвигателем.
- Проверить цепи управления (запуска). Есть модели, на которых активируется не один вход. Например, есть входы “Пуск”, “Вперед” и разрешения работы.
- Проверить способ, которым задается частота. Самый простой вариант - использование панели управления для активации и задания скорости оборотов. Затем, устранив проблему, задают скорость через внешний источник.
2. Неправильное направление вращения ротора
Обычно применяется вращение вправо. Смена направления может осуществляться следующими способами:
- Программный. Для изменения направления пользуемся меню.
- Аппаратный. На выходе с частотника на мотор меняются две произвольно выбранные фазы.
3. Не достигается необходимая скорость вращения двигателя
Причиной этого может стать неправильная настройка скорости частотника или переход границ допустимой нагрузки на электродвигатель (следствие неверной установки защиты). Также есть вероятность, что был ошибочно установлен диапазон выходной частоты.
4. Сложности при разгоне и торможении
Слишком медленный разгон для достижения оптимальных оборотов с превышением установленного времени, возможно, свидетельствует об активации функции токоограничения во время разгона.
При долгом торможении следует проверить установленную границу для напряжения в меню ПЧ.
5. Чрезмерное высокое значение тока и температуры электромотора
Это может быть следствием избыточной нагрузки на вал мотора. В таком случае рекомендуется отрегулировать параметры, обеспечивающие защиту работающей аппаратуры. Это делается через меню.
Стандартные действия при обнаружении нарушений в общем случае - это проверка информации с монитора и контроль нагрева двигателя с последующим обращением к руководству по пользованию прибором.