ДИАГНОСТИКА И РЕМОНТ ЧЕРВЯЧНОГО РЕДУКТОРА

Данный обзор посвящен такой обширной теме, как ремонт редукторных передач. Как многие знают, устройство червячного редуктора считается технически сложным, так как сам узел служит для понижения оборотов двигателя до рабочего значения и одновременного усиления крутящего момента. Несмотря на то что оборудование функционирует в смазке, постоянные ударные нагрузки, высокое усилие, со временем приводят к естественному износу зубцов шестерней, деформации отдельных элементов конструкции.

Первыми страдают валы редуктора, на которых размещаются шестерни, но проблемы могут возникнуть и раньше. На крупных предприятиях стараются выстроить эффективную систему, в которой главный упор делается не на ремонте по факту поломки, а на своевременном принятии превентивных мер. Регулярная диагностика, плановые проверки – вот лучший сценарий для обеспечения бесперебойной работы производства. 

Диагностика неисправностей червячных передач

Как уже было отмечено, на ответственном оборудовании в нефтегазовой, химической отрасли, регулярная диагностика редуктора является неотъемлемой частью профилактики. Необходимые мероприятия проводятся через определенное количество часов наработки механизмов. Данная цифра указывается в паспорте, с которым узел поступает в продажу.

Для проверки снимается крышка, благодаря чему открывается доступ ко всем валам и шестерням. Специалист осуществляет микрометрические измерения зазоров, так как даже незначительное отхождение от стандартов является основанием для замены всего агрегата или контактных элементов. Замеры также позволяют определить износ червячного редуктора и установить оставшийся эксплуатационный ресурс.

С помощью диагностики специалисты устанавливают причину, определяют сроки и стоимость ремонтных работ.

Причины поломки редуктора и методы устранения

Самые нагруженные части – соединения редукторов, вот на них и стоит обратить внимание в первую очередь. Если разборка червячного редуктора и замеры зазоров – метод для мастеров высокого уровня, то вот визуальная оценка агрегата доступна любому мало-мальски подготовленному механику.

  1. Прерывистый, неравномерный шум во время работы. Причин может быть две: износ зубьев или попадание в масло механических примесей. В первом случае меняем вал-шестерню, колесо. Во втором меняем или отфильтровываем масло.

  2. Постоянный шум высокой громкости. Нарушен зазор подшипников, недостаточно смазки. Устраняется путем регулировки зазора, добавлением масла.

  3. Течь масла. В этом случае причин целых три: засоренное дренажное отверстие, износ уплотнителя, ослабление болтов корпуса. Промываем керосином дренажное отверстие, меняем прокладку, подтягиваем болты.

  4. Нагрев в районе подшипника. Причины: повышенная вязкость масла, перетянутая крышка подшипника, сверхнормативная оборотистость вала. Подбираем масло, ослабляем прижим крышки, настраиваем количество оборотов.

  5. Валы не вращаются. Причины: малая мощность двигателя, высокая вязкость смазки, отсутствие шпонки на валах. Устраняется проблема заменой масла, подбором двигателя и установкой шпонки.

  6. Повышенная вибрация. Перекос вала, низкая жесткость фундаментного основания. При перекосе потребуется устранить несоосность, при проблемах с фундаментом потребуется провести полную реконструкцию или дополнительное укрепление основания.

Конечно, это далеко не полный список проблем, при которых показан ремонт червячных передач, ведь по ходу эксплуатации возникают и другие неисправности, как то: ошибочный монтаж пробок и сапунов, появление люфта, прерывистая работа.

Устранение люфта вала

Появление люфта считается распространенной проблемой при эксплуатации червячных передач. Возникает она из-за смещения зубчатого колеса или червяка от посадочных точек. Первопричиной выступает «усадка» подшипников, которая устраняется подбором соответствующих прокладок. Совсем другое дело, когда люфт появляется в результате разбалансировки колеса. В этом случае вполне вероятна полная замена детали. Ну и, конечно же, люфт появляется при износе трущихся элементов.

Важно своевременно обнаружить и устранить неисправность. Если продолжить игнорировать проблему, люфт будет увеличиваться, что неизбежно скажется на работе всего агрегата и, скорее всего, повлечет за собой капитальный ремонт.

Напомним, что ремонт червячного редуктора – мероприятие не из дешевых. В зависимости от выполненных работ, стоимость услуги варьируется от 20-и до 65% стоимости нового агрегата. Список работ, определяющих итоговый прайс, выглядит так:

  • диагностика;

  • разборка, замена изношенных частей;

  • очистка от коррозии, грязи, пыли;

  • устранение трещин и сколов методом наплавки с последующей механической обработкой;

  • прикатка новых деталей.

После ремонта важно провести полноценные испытания в разных рабочих режимах. Обратите внимание, что некоторые мастерские дают гарантии на оказанные услуги.

Отдельно стоит сказать про ремонт корпуса редуктора, так как не всегда он актуален. Если это небольшие трещины и деформации, наплавление, стяжка, могут продлить «жизнь» агрегата на неопределенный срок. Но, если трещина имеет протяженность, превышающую 30% ширины редуктора, поможет только полная замена корпусного элемента.

Устранение неполадок мотор-редуктора

Симбиоз механической передачи и электромеханической силовой установки, привел к рождению нового агрегата – мотор-редуктора. С одной стороны, такое слияние уменьшило габариты системы, с другой, повысило надежность сопряжения частей.

При всех позитивных моментах имеется и один негативный – ремонт мотор-редуктора, который усложняется плотным размещением деталей. Проблемы, возникающие при эксплуатации мотор-редукторов, отвечают случаям, описанным выше. К специфическим неисправностям относится только износ приводной шестерни, монтируемой на вал электродвигателя.

В заключении хочется сказать следующее. Износившиеся подшипники и шестерни восстановлению не подлежат, только замене.