ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ РЕДУКТОР. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

В большинстве механизмов, которые приводятся в движение с помощью электрического двигателя, используются цилиндрические редуктора, которые преобразуют крутящий момент и являются передаточным звеном между двигателем и рабочим агрегатом.

Данный тип редукторов широко распространен в различных областях благодаря своим характеристикам, простоте монтажа и обслуживания, низкой стоимости.

 

Использование цилиндрических редукторов

цилиндрический редуктор фотоЕсли говорить простыми словами – цилиндрический редуктор это механизм, который понижает скорость вращения электродвигателя и при этом повышает мощность привода. Уменьшить число оборотов двигателя можно и с помощью частотного преобразователя, однако, для некоторых механизмов нужна низкая частота, которую с помощью регулировки частоты достичь невозможно.

Например, конвейер на каком-либо предприятии должен двигаться со скоростью 1 метр в минуту. Понизить частоту вращения электродвигателя до такого значения только одним частотным преобразователем невозможно. В этом случае используется цилиндрический редуктор с большим передаточным числом, такой как редуктор цилиндрический двухступенчатый либо редуктор цилиндрический трехступенчатый.

Применяется данный вид редуктора в таких сферах:

  • В различных промышленных механизмах, например в приводах вращающихся печей, приводах конвейеров и в другом движущимся оборудовании. Промышленные редуктора отличаются высоким передаточным числом и габаритами.
  • В подъемном оборудовании, таком как подъемные краны, лебедки. Увидеть много цилиндрических редукторов можно в портах, на погрузочно-разгрузочных площадках складов и производств.
  • В домашнем хозяйстве. Например, такой тип привода используется для обеспечения движения автоматических ворот, для домашних мельниц, бетономешалок и прочего оборудования. Такие редуктора имеют низкое передаточное число и имеют небольшие габариты.
  • В автомобилестроении. Коробка переключения передач является по сути цилиндрическим редуктором с движущимся промежуточным валом, который регулирует крутящий момент, передаваемый от двигателя к шасси.

 

Конструкция цилиндрических редукторов

Рассмотрим устройство цилиндрического редуктора различных модификаций. Простейшим механизмом такого типа является одноступенчатый редуктор с параллельным расположением валов. Он состоит из:

  • Корпуса, который в небольших редукторах изготовлен из сваренной стали, а в крупногабаритных из литого чугуна.
  • Ведущего и ведомого валов, изготовленных из стали.
  • Подшипников, число которых зависит от количества валов и конструкции механизма.
  • Шестерней, которые находятся в зацеплении. Именно благодаря различному числу зубцов происходит изменение частоты вращения.
  • Системы смазки, благодаря которой механизм работает плавно, шестерни и подшипники не вырабатываются.

В отличие от также применяемых в Украине червячных мотор редукторов, цилиндрический зубчатый редуктор может вращаться в обе стороны, поэтому, ведущий и ведомый валы являются взаимозаменяемыми. Ограничения могут быть в случае, когда на выходном валу применяется специальная муфта для крепления к движущемуся оборудованию.

Корпус механизма является важной частью, так как на нем закреплены подвижные элементы. При больших нагрузках часть из них приходится именно на корпус редуктора.

Если при литье либо сварке корпуса появились микротрещины, либо отклонения от заданных габаритов – устройство может прийти в негодность до истечения гарантийного срока эксплуатации. Что бы избежать этого, производители проверяют корпуса после изготовления и выбраковывают изделия с дефектом.

В корпусе помимо валов и подшипников располагается система смазки, которая может быть:

  • Смазка разбрызгиванием. Это самый распространенный метод смазки редуктора, при котором масло, расположенное в картере механизма, разбрызгивается на шестерни и подшипники при работе устройства.
  • Принудительная смазка. В этом случает используется дополнительное оборудование в виде маслонасоса с трубками, по которым циркулирует смазка. Принудительная система используется в случаях, когда необходимо дополнительно охладить редуктор и отвести излишки тепла. Также, такой метод применяется в крупногабаритных механизмах, которые невозможно смазать методом разбрызгивания.
  • Смазка погружением. В этом случае все подвижные части редуктора полностью погружены в масло. Недостатком этого метода является то, что необходимо использовать дополнительный расширительный бачек, в который будет перемещаться смазка при нагреве и расширении.

 

Преимущества и недостатки цилиндрического редуктора

цилиндрический редуктор фото 2Главным преимуществом, которым обладает редуктор цилиндрический одноступенчатый – это высокий, до 98% коэффициент полезного действия. Этот показатель выше, чем у редуктора червячно цилиндрического и простого червячного редуктора. Высокий КПД позволяет максимально использовать крутящий момент электродвигателя без потери мощности и экономить электроэнергию.

Из других преимущество стоит отметить:

  • Высокая точность, которая обеспечивается минимальным люфтом выходного вала. Такое оборудование можно применять в высокоточных устройствах, например, в станках с ЧПУ
  • Низкую теплоотдачу, при которой не требуется дополнительное оборудование для охлаждения. Благодаря высокому КПД, вся энергия идет на передачу крутящего момента и не нагревает систему.
  • Цилиндрические редукторы, в отличии от червячных, без повреждений переносят частые запуски и остановки, что позволяет использовать их в механизмах, которые часто меняют режим работы, например, подъемных механизмах.
  • Возможность выбора необходимой частоты крутящего момента и мощности, которая обеспечивается различными видами шестерней, которые отличаются передаточным числом.
  • Повышенную надежностью и срок эксплуатации.

 

Обслуживание и ремонт цилиндрических редукторов

При монтаже редуктора необходимо тщательно отрегулировать его расположение относительно двигателя и ведомого оборудования. В случае использования мотор-редуктора, который представляет собой сборку из электродвигателя и редуктора, совмещение регулируется при производстве. Следует избегать перекосов, которые приведут к нарушению режима работы и выходу механизма из строя. Также следует обеспечить надежное крепление привода к раме конструкции для исключения люфта и вибрации при использовании.

При эксплуатации следует регулярно проверять уровень смазки в механизме, выявлять и устранять утечку масла. Она моет возникнуть в случае появления трещин корпуса, ослаблении крепления сальников либо их износа. Для смазки необходимо использовать специальные ГСМ, которые называются редукторными маслами.

Выявить неисправность можно при появлении:

  • Повышенного нагрева при работе устройства;
  • Появлении постороннего шума;
  • Повышенной вибрации.

Ремонт редуктора производится при отключенном электрическом оборудовании. Он может быть как плановым, так и срочным. В случае выхода из строя, элементы механизма заменяются.